На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями является наиболее значимой в процессе их реабилитации. Самое главное в процессе социализации детей научить их жизненно необходимым практическим навыкам и умениям, обеспечивающих адекватное проживание в социуме. Прогресса в этой области можно добиться только в результате длительных организованных занятий, а также постоянного использования выработанных навыков дома, в быту.
Ребенку необходимо предоставлять максимум доступной активности по самообслуживанию, не спешить на помощь с теми действиями, с которыми он может выполнить самостоятельно.
Для этого используется следующие методы:
-словесные: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой
-наглядные: наблюдения, демонстрация
-практические: упражнения
-методы изложения новых знаний
-методы повторения, закрепления знаний
-методы применения знаний
-методы контроля.
Для того чтобы процесс был более занимательный и увлекал получателей социальных услуг учреждения я использую здоровьесберегающие технологии в каждом занятии.
Динамические паузы. Во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики переутомления. Могут содержать в себе элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и пальчиковой. Создают необходимую атмосферу снижающую напряжение.
Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, специалист определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку(Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой.
Очень полезными также могут стать такие игры:
- Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
- Катание на больших мячах.
- Сжимание резиновых груш.
- Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
- Обучение счету во время двигательных упражнений.
- Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
- Обрисовка собственных частей тела.
8. Копирование фигур.
9. Игры с мячом.
10. Упражнения с мишенями.
Обращаю внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой самостоятельной жизни
Таким образом, используемая, в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
С уважением, специалист по реабилитационной работе
в социальной сфере Е.Н.Бакланова |