Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори. То есть можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
*Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
*Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
*Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
*Заводить будильник, игрушки ключиком.
*Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
*Резать ножницами (желательно небольшого размера).
*Конструировать из бумаги («оригами»).
*Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
*Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
*Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
*Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
*Делать пальчиковую гимнастику
Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Если у вас есть дача - привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!
Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем. Существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно.Есть и другая не менее распространенная игра, упрощённый вариант «Чудесного мешочка»: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.Сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий в печатных изданиях, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится, а так же различные лабиринты, дорисовка и раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается, не нужно ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него всё обязательно получится.Наряду с рисованием очень полезны мозаики, аппликации и вырезание из бумаги.
Практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.
Желаю успехов!
Специалист по реабилитационной работе (дефектолог) Карцева Е.И. |