Примерные темы для наблюдения:
1. Наблюдение за деревьями
Формирование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных: клен – кленовый, дуб – дубовый, тополь – тополиный; формирование понятия «деревья». Образование существительных в родительном падеже множественного числа: березы – нет (много) берез, дубы – нет дубов, липы – нет лип. Практическое образование однокоренных слов: «собери слова одной семейки» (дуб – дубок, дубочек, дубрава, дубовый).
Активизация словаря: подбор признака к предмету: дуб какой? (высокий, большой, толстый …).
Игра «Четвертый лишний» (липа, береза, клен, ромашка).
Пальчиковая гимнастика «Деревья».
«Появились мы из почки - на ветру дрожат листочки» (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. Имитировать дрожание листочков).
2. Наблюдение за любым цветком
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
«Расцвели в саду цветы небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков». (Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.)
Развитие речевого дыхания:
вдох – носом, на выдохе сказать: «Ах, как пахнет!»
«Ветер дул на одуванчик – разлетелся сарафанчик» (Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на одуванчик).
Словесная игра «Опиши цветок». (Название цветка. Цвет. Части цветка. Где растет. Как можно использовать.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (формирование обобщающих понятий).
3. Наблюдение за насекомыми
Пальчиковая гимнастика «Бабочка».
«Бабочка – капустница над цветком летала.
Весело порхала - пыльцу собирала».
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
Закрепление правильного звукопроизношения.
Скороговорка: «Жук жуку жужжал: жу-жу, я с ежатами дружу».
Развитие речи. Наблюдение за насекомыми придумать предложение о том, что делают насекомые. Взрослый должен проследить за точностью употребления в речи предлогов и приставочных глаголов. (Пчелка покружилась над ромашкой. Кузнечик прыгает в траве. Бабочка перелетает с цветка на цветок).
4. Наблюдение за лягушкой
Пальчиковая гимнастика «Лягушка».
«Вот лягушка по дорожке скачет вытянувши ножки». (Сжать руки в кулачки. Резко выпрямить пальцы, - рука как бы подпрыгивает. Затем резко сжать кулачок. Повторить несколько раз).
Формирование грамматического строя речи. Образование существительных множественного числа (одна лягушка – много лягушек, одна пчела – много пчел).
Камышанова Т.Е. |