Массаж — один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека — может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствовать умственному, речевому и физическому развитию детей.
Массаж можно делать всем детям с расстройством речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.
Движения массирующего должны быть направлены:
1 — от середины лба к вискам; 2 — от середины лба до ушных раковин; 3 — от латеральных концов бровей к волосистой части головы; 4 — от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз; 5 — от спинки носа к ушным раковинам; 6 — от крыльев носа к ушным раковинам; 7 — от середины верхней губы до ушных раковин; 8 — от середины верхней губы на подбородок; 9 — от крыльев носа по носогубным складкам к углам рта; 10 — от середины подбородка до ушных раковин.
Область шеи:
Передняя и боковые поверхности шеи сильными приемами не массируются.
Следует массировать:
• переднюю поверхность снизу вверх, к подбородку;
• боковые поверхности — от ушных раковин вниз;
• заднюю поверхность — снизу вверх, к волосистой части головы (если же у ребенка наблюдается гипертензионный или гидроцефальный синдром, массировать необходимо сверху вниз).
Язык:
Желательно массировать участок языка от кончика до середины (чтобы не вызвать рвотного рефлекса). Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные. Они должны быть направлены:
• от середины языка к его кончику и обратно;
• центра языка влево и вправо («елочка»);
• левого края языка до правого и наоборот (поперек языка).
Далее следует:
• перекатывание пальца по языку в разных направлениях;
• пощипывание и растягивание краев языка.
При вялости языка проводят (с помощью деревянного шпателя или пальцами) следующий массаж:
• на продольные мышцы языка воздействуют, поглаживая его от средней части к кончику;
• вертикальные мышцы языка подвергают ритмичному надавливанию;
• на поперечные мышцы языка воздействуют, поглаживая его из стороны в сторону или от центра в стороны;
• на края языка воздействуют посредством пощипывания.
Укрепление губной мускулатуры:
С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание и пощипывание губ.
Массаж выполняют в следующих направлениях:
• от середины верхней губы к углам рта;
• середины нижней губы к углам рта;
• от углов губ к их середине (пощипывание).
Работа по преодолению слюнотечения:
Слюнотечение (гиперсаливация) встречается у детей с дизартрией.
Прежде всего необходимо научить таких детей хорошо жевать (вначале с запрокинутой головой). Во время еды напоминать им, чтобы шире раскрывали рот и почаще проглатывали пищу.
Затем нужно учить детей подсасывать слюну и глотать почаще. (Следует некоторое время потратить на это, так как кое-кто из ребят не чувствует слюнотечения.) Когда течет слюна, ребенок должен глотать ее одним толчком.
Перед выполнением любого упражнения ребенку следует сначала проглотить слюну.
Неплохой успех достигается при помощи упражнения йогов: вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну. Если работать по этой общей схеме, то гиперсаливация в течение месяца значительно уменьшится.
Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти:
Мышцы жевательной мускулатуры — парные. Движения идентичных мышц выполняются одновременно, и их работа напрямую зависит друг от друга. Эти мышцы — короткие. Амплитуда их движения мала. Они быстро утомляются, особенно при нарушении функции височно-нижнечелюстного сустава, так как нагрузка на них (речь, пережевывание еды) больше, чем на другие мышцы тела. От состояния функции этого сустава зависит участие зубочелюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Дозировка упражнений должна быть строго индивидуальной, в зависимости от речевой патологии ребенка.
Предложите ребенку выполнить следующие упражнения:
1. Голову держать прямо, губы — без напряжения, зубы не обнажать. Раскрывать и закрывать рот произвольно, а затем — с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
2. Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад произвольно, затем — сильно нажимая на нижний зубной ряд языком и оттягивая его назад.
3. Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
Можно подключить звуковые упражнения. Предложите ребенку:
1. Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать по возможности подбородок в прямом положении (создается некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).
2. Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом несколько раз звукосочетание МА; затем поднять голову и произнести то же звукосочетание.
3. Медленно поворачивая голову, доставать подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ (на звук Й касаться плеча).
Упражнения для тренировки подвижности мышц губ и щек
Синергия круговой мышцы рта и щечных мышц очень важна для речи, так как от этого зависит дикция человека.
1. Упражнения для включения в движение круговой мышцы губ.
Ребенку необходимо предложить:
• надувать мягкие резиновые шарики;
• набирать воздух то под одну, то под другую щеку, губу (по очереди);
• выдувать воздух с напряженными и ослабленными щеками;
• вытянуть губы вперед, сомкнуть их, изобразив «рупор», «хоботок»;
• вытянуть губы вперед, изобразить «трубочку» и растянуть их в улыбке;
• смыкать губы в виде поцелуя (мгновенно);
• вложить согнутые мизинцы в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть;
• размыкать и смыкать губы при открытом рте;
• сомкнуть губы и надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через плотно сжатые губы.
Упражнения для тренировки подвижности мышц языка
Предложите ребенку:
1. Выдвигать язык вперед — вернуть назад.
2. Облизывать губы по кругу в одну и другую стороны («вкусное варенье»).
Следить за неподвижностью губ и нижней челюсти.
3. Губы сжать. Упираться кончиком языка поочередно в одну и другую щеки («твердый орешек»).
4. Оттягивать корень языка назад и выдвигать его вперед.
5. «Поцокать» языком с максимально открытым ртом. Следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. (Работать должен лишь язык.)
6. Укорачивать язык, поднимая его спинку кверху, кончиком языка упираясь в нижние зубы («мостик»).
7. Суживать язык и постепенно его округлять («иголочка и лопатка»).
Следить при этом, чтобы язык не высовывался далеко и не подворачивалась нижняя губа. Далее нужно подключить следующие звуковые упражнения.
Предложите ребенку:
• положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд звукосочетание БЯ (ПЯ);
• быстро высунуть язык, затем энергично подтянуть его за зубы и произнести звукосочетание АС;
• тянуть звук М, поглаживая языком зубы;
• тянуть звук М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере (учитель-логопед)
Камышанова Т.Е. |