Лечение аутизма
На сегодняшний день одним из самых эффективных методов коррекции аутизма является поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения -ABA (Applied behavior analysis). В основу его была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. Например, когда вы голодны (предшествующий фактор), вы едите что-либо (поведение), и затем вы чувствуете себя лучше (последствие). Вы получаете удовольствие от положительных последствий вашего поведения, и это увеличивает вероятность того, что в будущем вы опять поедите, когда проголодаетесь. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться. Программа интенсивной поведенческой терапии для маленьких детей с аутизмом – улучшает активность мозга в отношении социальных реакций. Доказано, что поведенческая терапия при аутизме не только меняет само поведение, но и влияет на функционирование мозга. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. Основное правило взаимодействия с аутистами – поощрение за правильные формы поведения и отвлечение (но ни в коем случае не наказание!) за неправильные. Наказания на аутистов действуют только в одном направлении – ухудшение самочувствия. Ребенок теряет доверие к наказавшим его и еще больше замыкается в себе.
Медикаментозная терапия
Главной задачей медикаментозной терапии при аутизме является устранение тех или иных нежелательных симптомов, снижающих эффективность педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, аутоагрессия, стереотипии, негативизм, двигательная расторможенность. Кроме того, используются лекарственные препараты способствующие стимуляции интегративной деятельности головного мозга, активирующие процессы памяти и мышления.
Поддержка семьи
Первая проблема, с которой надо помочь справиться родителям — это тревога в ожидании точного диагноза, а затем помощь в переработке услышанного. Родители должны знать, что они не виноваты в существующих у ребенка нарушениях. Доказано, что родители детей с аутизмом испытывают больший стресс, чем родители умственно отсталых детей - из-за коммуникативных сложностей - ребенок не может выразить свои желания и потребности. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой малыш полностью адаптируется к социуму (если у ребенка сохранен интеллект). Большинство детей, которые прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом должны заниматься коррекционные педагоги, а родители должны приложить максимум усилий дома. Главное - не замыкаться вокруг своего ребенка, не избегать друзей, путешествий с ребенком - не становиться аутичной семьей. Ребенка нужно активно вводить в социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел в обычную школу, но нужно ставить перед собой цели на ближайшее будущее.
Информацию подготовил специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Фазуллин Радик.
Литература:
1.Пособие для родителей Аутизм. Дружелюбная среда. Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными расстройствами. ФОНД «Выход», – Москва 2016.
2.Центр диагностики и консультирования Краснодарского края «Школа для родителей» http://gou-center.kubannet.ru/dlyroditel.html |