КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЯСНИЧНОГО ЛОРДОЗА
Одними из главных причин нарушения движений являются плохая подвижность поясничного отдела позвоночника и отсутствие или слабо выраженный поясничный лордоз. В этом случае ребенок не может правильно сидеть, стоять и ходить. Для устранения патологии необходимо не только регулярное выполнение упражнений, но и строгое соблюдение требований к позе ребенка в положении сидя: ноги согнуты в коленях под прямым углом и упираются в пол или подставку, под поясницу подложен валик, спина выпрямлена, голова находится в вертикальном положении.
Упражнения 1-5 направлены на развитие подвижности каждого из пяти поясничных позвонков, выполняются в указанной последовательности.
Упражнения 6-11 способствуют общему улучшению подвижности поясничного отдела. Все они выполняются по 6 раз каждое, затем, по мере овладения, число их постепенно увеличивается до 20.
* Упражнение 1 *
И. п. — стоя лицом к гимнастической стенке или спинке стула и держась руками, ноги в упоре на полу на ширине плеч. Приседание, не отрывая пяток от пола, спина прямая, голова строго в вертикальном положении, колени сгибаются точно вперед, не разводятся в стороны и не сводятся внутрь.
При выполнении методист стоит сзади, фиксирует руки и стопы ребенка и направляет движение его коленей вперед.
*Упражнение 2 *
И. п. — стоя самостоятельно или прислонясь спиной к стене, ноги на ширине плеч, голова прямо. Наклоны вправо и влево, руки скользят вдоль ног. Следить, чтобы туловище и голова не сгибались вперед.
*Упражнение 3 *
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и заведены за голову, локти в стороны. Повороты плеч вправо и влево с однонаправленным движением головы; таз не двигается. Следить за одновременным движением головы и плеч и удержанием локтей в стороны.
При выполнении фиксировать стопы и таз ребенка. Методист стоит сзади ребенка, придерживая его руки за головой (если трудно удерживать руки за головой, то можно их держать перед грудью), или сидит спереди, фиксируя стопы и бедра ребенка своими ногами, и скручивает туловище ребенка назад-вправо и назад-влево.
*Упражнение 4 *
И. п. — лежа на коврике на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы — параллельны, руки — вдоль туловища. Разведение коленей в стороны и приведение их.
При выполнении методист упирается ладонями в колени ребенка и помогает выполнять упражнение.
*Упражнение 5 *
И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Наклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.
При выполнении упражнения методист садится на стул, ставит ребенка между ног боком к себе. Придерживая ребенка, наклоняет его плечи через ногу вниз, поднимает плечи вверх и прогибает назад, упираясь одной рукой в поясницу, другой — придерживая вытянутые вверх руки ребенка и заводя их назад.
* Упражнение 6 *
И. п. — стоя на коврике на четвереньках. В упоре на ладони и колени выгнуть спину вверх, голову опустить вниз, руки выпрямлены в локтях — упражнение «кошечка». Прогнуть спину вниз в пояснице, голова вверх — «собачка».
При выполнении этого упражнения методист стоит на коленях сбоку от ребенка, одной рукой фиксирует руку ребенка, другой — помогает выгибать спину и опускать поясницу
* Упражнение 7 *
И.п. — стоя на коврике на коленях, руки на предплечьях на впереди стоящей невысокой опоре, голова максимально разогнута. Вытянуть одну ногу назад носком вниз, другая остается в упоре на колене. Поднимать выпрямленную ногу пяткой вверх и опускать вниз на носок. Поменять положение ног и выполнять упражнение другой ногой. Из этого же исходного положения поочередно отводить в сторону и приводить согнутую в колене ногу.
При выполнении этих упражнений методист стоит на коленях, одной рукой фиксирует руки ребенка на опоре, другой рукой помогает выполнять движения ногами.
* Упражнение 8 *
«Полумостик». И. п. — лежа на полу на спине, ноги согнуты в коленях и упираются в пол. Опираясь на плечи и не сдвигая их, прогнуть поясницу вверх; не отрывая стоп от пола, вернуться в исходное положение.
* Упражнение 9 *
«Лягушка». И.п. — глубоко присесть, не отрывая, по возможности, пяток от пола, развести колени в стороны и поставить руки впереди между ног. Покачивания вперед с отрывом рук от пола и постановкой их на пол. Стараться держать равновесие.
При выполнении этого упражнения методист садится сзади ребенка, помогает ему принять позу и выполнять упражнение.
*Упражнение 10 *
И. п. — стоя у стола или гимнастической стенки, руки на опоре. Подъем на носки и опускание на пятки.
*Упражнение 11 *
Ходьба на коленях, удерживая туловище в вертикальном положении, в любых вариантах.
При выполнении упражнения следует пользоваться наколенниками или ходить по мягкому ковру, чтобы не травмировать колени. Упражнение выполняется небольшое количество раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ГОЛОВЫ В ВЕРТИКАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Большинство этих упражнений направлено на стимуляцию мышц-разгибателей шеи, у которых, в силу особенности заболевания нарушена сократительная способность. При этом наибольший эффект достигается, если в работе задействованы одновременно мышцы-разгибатели шеи и поясничного отдела позвоночника. Как правило, упражнения выполняются на полу с использованием мяча (овального или круглого) либо больших мягких игрушек. Стимуляция разгибания головы достигается за счет привлечения внимания ребенка к игрушке или яркому предмету, попадающему в его поле зрения. Кроме того, эффективны динамические упражнения, например, ходьба, передвижения на коленях или езда на велосипеде, при которых постоянно концентрируется внимание на положении головы.
*Упражнение 1 *
И. п. — лежа на животе на мяче. Покачивания вперед-назад или вправо-влево. Удерживать ребенка за ноги, ориентируя его взгляд на яркую игрушку. Можно слегка поддерживать голову за подбородок.
*Упражнение 2 *
И. п. — лежа на животе на овальном мяче, руки вытянуты вперед. Покачивания вперед с опорой руками на пол и поднятой головой. После определенной подготовки, можно усилить выполнение этого упражнения. При опоре руками на пол убрать мяч из-под ребенка и зафиксировать стойку на руках с поднятой головой на несколько секунд. При этом методист держит одной рукой ноги ребенка за щиколотки, другой — быстро убирает мяч и страхует голову под подбородок.
*Упражнение 3 *
И. п. — лежа на животе на большой мягкой игрушке или подушке, руки вытянуты вперед. Поставить перед ребенком любую игрушку, книжку или интересующий его предмет и оставить так на несколько минут. Следить за постановкой головы и своевременно корректировать ее положение.
*Упражнение 4 *
И. п. — лежа на животе на полу, руки согнуты в локтях и опираются на предплечья. Поднять голову вверх, опустить вниз, повернуть вправо-влево. Повторить упражнение. Учить удерживать голову поднятой, регистрируя время удержания.
*Упражнение 5 *
И. п.— сидя на стуле. Самостоятельно или принудительно поворачивать голову вправо, влево, поднимать вверх, опускать вниз, наклонять к правому и левому плечу.
*Упражнение 6 *
И. п. — сидя на стуле. Наклониться, достать с пола предмет или игрушку, выпрямиться и зафиксировать голову в вертикальном положении.
*Упражнение 7 *
И. п. — стоя на коленях, упираясь животом в диван или кресло. Вначале выполнять упражнение несколько минут, затем увеличить время. Таз находится в разогнутом положении; не допускать сгибания туловища вперед, для чего можно удерживать таз рукой. Для поддержания интереса ребенка расположить на уровне его глаз книгу, картинки, игрушки. При выполнении этого упражнения под колени следует подложить дополнительный коврик.
Инструктор ЛФК Егорова В.Г. |