Кинезиотерапия – как метод коррекции речевых способностй дошкольников
Кинезиотерапия англ./ kinesiotherapy/ – направление лечебной физкультуры. Наименование произошло от греческого kinesis – «движение» + терапия – «лечение», или лечение через движение.
Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». За последнее столетие специалисты, изучающие мозг, умножили наши знания об этой «цитадели» - так называл мысли-тельный орган человека Чарльз Дарвин. Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Сухомлинский В.А. утверждал: «Ум ребёнка нахо-дится на кончиках его пальцев». Исследования учёных Института физиологии детей и подростков Санкт - Петербургской академии психологических наук (Кольцо¬ва М.М., Исенина Е.И., Антакова - Фомина Л.В.) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей «находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук».
Изучение проблем речевого развития детей позволило получить данные о том, что у этих до-школьников в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном раз-витии. Дезавтоматизация движений обусловливается наличием выраженных синкинезий, недостаточностью реципрокной координации, кинестетических и кинетических основ движении и действий. Наиболее страдают движения, требующие тонких кинестетических дифференцировок при их серийном последовательном воспроизведении. У части детей недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта, у большинства - пространственный праксис. За последние четыре года численность таких детей возросла на 21%.
Исходя из перечисленных проблем, были поставлены цель и задачи коррекционной деятельности.
Цель: Коррекция речевых способностей детей, сенсомоторного развития и подготовка руки к письму методом кинезиотерапии.
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук, гибкость и координацию;
- формировать у детей чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
- совершенствовать пространственные представления;
-реализовать комплексный подход в коррекции нарушений речи и сенсомоторной сферы.
Моя система деятельности по кинезиотерапии ориентирована на дидактические принципы воспитания и развития. Она предпо¬лагает несколько направлений: «ручная терапия», «пальчиковый игротренинг», «терапия движением».
Первое направление - «Ручная терапия», которая включает в себя массаж пальцев и ладоней. Мы знаем, что большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая активность мозга с помощью массажа. Сначала я обучила детей приёмам самомассажа рук. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его проводим ежедневно. Дети с удовольствием занимаются массажем, сопровождая его весёлыми стихами, рифмовками, поговорками, автоматизируя при этом проблемные, звуки. Массаж выполняем с помощью предметов и без них. Предметы используем разнообразные: природные (камушки, орехи и т. д.); дидактические материалы (пластмассовые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши, фломастеры и др.); декоративные игрушки (деревянные ложки). Особенно нравятся де¬тям пластмассовые разноцветные шарики. В результате «ручной терапии» у детей улучшалось внимание, восстанавливалось бодрое настроение, что благотворно влияло на мозг и нервную систему, повышая работоспособность детей на занятиях.
Второе направление - «Пальчиковый игротренинг». Систе¬матические упражнения для пальцев рук, по мнению М.М. Кольцовой, «мощное средство повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи детей начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развивая пальчиковую моторику, мы активизируем работу речевых зон в коре головного мозга. Пальчиковые игры я провожу каждый день на логопедических занятиях. С помощью их мы передаём собы¬тия (эпизоды) рассказов, сказок, стихов, потешек - получаются своеобразные инсценировки, способствующие формированию правильной речи.
Третье направление - «Терапия движением». Логоритмика является частью кинезиотерапии. В основу занятий логоритмикой я беру метод фонетической ритмики - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, общеразвивающие упражнения, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения.
Сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечаю выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которы¬ми можно заниматься с детьми, как в детском
саду, так и дома.
Игры на развитие мелкой моторики
Упражнение с карандашом.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть примерным научу.
Гладь мои ладошки, ёж (упражнение с ёжиками). Массаж по ладоням «Ёжиком» оказывает стимулирующее воздействие состояния коры головного мозга, усиливает её регулирующую функции.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Упражнение с шариками Су-Джок. Я катаю колючий красный каштан. Будь сильней, моя рука.Упражнение с кистевым детским эспандером на развитие силы кистей рук, повышают тонус коры головного мозга.
Я сожму свое кольцо –
Буду сильным молодцом,
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
Каждый пальчик – ловкий мальчик! Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.
Дятел, дятел! (указательные)
ТУК! Тук! Тук! (средние)
Эй, приятель! (безымянные)
Я не жук! (мизинцы)
Ты не жук? (указать двумя указательными пальцами вперед)
Тогда – пока! (помахать рукой на прощание)
Но похож ты на жука! (погрозить указательным пальцем)
Учитель-логопед Караваева А.П. |