Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также она непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Поэтому чем раньше начинать делать упражнения для развития мелкой моторики с ребенком, тем быстрее и проще ему будет даваться изучение нового материала.
Сначала малыш (0-1,5 лет) разглядывает свои руки, потом учится ими управлять, потом он берет предметы всей ладонью, далее только двумя (большим и указательным) пальчиками. И через некоторое время ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть (1,5 – 3 года).
Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
Упражнения:
- Руки вперед, пальцы правой руки сжаты в кулак. Далее нужно разжать пальцы правой руки и сжать пальцы левой, далее по очереди разжимать и расслаблять пальцы. Выполнять сначала медленно, затем постепенно увеличивая темп.
- Левая рука в сторону и пальцы расслаблены, правая рука в сторону, пальцы сжаты в кулак. Действия те же, что и в предыдущем упражнении.
- Руки с разведенными пальцами лежат на ровной поверхности. Попеременное или одновременное постукивание пальцами по опоре, постепенно ускоряя темп.
- Жонглирование предметами (мячи, булавы, кегли, кубики и т.п.)
- В наклоне вперед переводы мяча между разведёнными ногами по «восьмерке».
- Установка пирамиды из кубиков.
- Пропускание ниток сквозь отверстие пуговицы.
- Доставание камешков или различных предметов разных размеров из мешка на ощупь.
- Упражнения без предметов: поочередное сжимание кистей рук в кулак, составление фигур с помощью кистей рук (круг, квадрат и т.п.), последовательное выполнение движений: кулак-ребро-ладонь.
- Имитация написания пальцами руки цифр, букв, слов и т.п.
- Нанизывание бусинок на леску.
- Лепка из пластилина.
- Рисование пальчиковыми красками или с помощью кисточек.
- Песочная арт-терапия.
- Мастерить аппликации.
- Лепка из соленого теста.
- Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
- Волчки. Сначала ребенка учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте ребенку волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.
- Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу.
- Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите ребенку: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
Специалист по реабилитационной работе Пиргул Н.В. |