На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Как научить ребёнка надевать ботинки?
Первый шаг. Учим ребёнка ставить ботинки перед собой.
Второй шаг. Переходим к формированию навыка надевание ботинок с «липучкой» впереди. После просьбы взрослого: «надень ботинки», ребенку необходимо сесть на стульчик, взять предмет обуви и надеть его, соблюдая последовательность движений, которые должны соответствовать цепочке самостоятельных действий. Взрослый встаёт позади ребёнка для того, чтобы своевременно и полноценно оказать ребенку необходимую помощь. В ходе выполнения упражнений взрослый молчит, поощряя ребёнка только после успешного выполнения действий. Все упражнения предусматривают постепенное повышение уровня самостоятельности ребенка. Взрослый предстаёт в образе «тени», сопровождающей ребенка, оказывающей ему помощь только в случае необходимости, тем самым создавая условия «самостоятельного» выполнения им задания. Навык считается успешно усвоенным после того, как ребёнок несколько дней подряд самостоятельно надевает ботинки.
Как научить ребёнка умываться?
Первый этап. Объяснение, почему важно не ходить грязным. Можно рассказать о микробах и бактериях. Здесь важно не перегнуть палку. У ребенка может развиться фобия страшных черно-зеленых существ, которые ползают у него по рукам после того, как он вернулся с прогулки или погладил кошку. Не следует употреблять абстрактных понятий как здоровье, инфекция, гигиена. Лучше расскажите про войну хороших бактерий с плохими, и о том, что нужно помочь хорошим бактериям в решающий момент битвы и помыть руки с мылом.
Второй этап. Личный пример, на этой стадии очень важен личный пример. Ребенок в этом возрасте пытается во всем подражать родителям. Дайте ребенку понаблюдать, как вы умываетесь: вернувшись с прогулки заявите, что вы идете мыть руки, потому что они у вас грязные, и ребенок охотно последует вашему примеру. Громко скажите, что папа почистил зубы. Они у него чистые и болеть не будут. Кто хочет иметь такие же белые и чистые зубы? На первых порах следует выполнять все движения демонстративно медленно, объясняя, что вы делаете и называя предметы, которыми вы пользуетесь. Не меняйте последовательность действий. Они должны производиться в таком же порядке из раза в раз. Можно дать попробовать ребенку помочь вам выполнить какое-нибудь действие: открыть и закрыть тюбик с пастой, помочь выдавить пасту на щетку. Кроме удовлетворения интереса и приобщения к ритуалам и действиям взрослых это развивает мелкую моторику и сообразительность.
Третий этап. Регулярность. Приучайте малыша к регулярным процедурам. Например, чистить зубы ежедневно, даже в выходные. Ребенок будет стараться избежать умывания и чистки зубов любыми способами, но родители должны быть непреклонны и последовательны. Свои предметы личной гигиены ребенку следует отвести место для его зубной щетки, пасты и маленького полотенца в пределах его досягаемости. Приобрести подставку или стульчик, чтобы он сам мог доставать до крана и регулировать подачу воды. Щетка должна быть красивой формы и яркая. Паста с приятным фруктовым вкусом. Играйте не превращайте процесс обучения в скучную рутину. Поиграйте с ребенком. Кто сделает больше мыльные пузыри из мыла? Кто чистит зубы дольше всех? Почистить зубы всем игрушкам и куклам. Используйте картинки, мультфильмы и книжки объясняющие важность чистоты и ухода за собой. Ваш малыш не сразу освоит навыки ухода за собой. Процесс этот долгий. Могут потребоваться недели и даже месяцы. Но ваша настойчивость, терпение и доброта окупятся хорошим здоровьем и чистоплотностью вашего ребенка в его будущей жизни.
Специалист по реабилитационной работе Н.В. Пиргул
|