К каждому ребенку свой подход
Нередко в тех семьях, где растет "трудный" ребенок, можно услышать такие сетования: "И в кого только он такой? Вот дочка совсем другая. А, ведь живут в одинаковых условиях, у одних родителей, и отношение к ним одинаковое..."
Отношение одинаковое! Вот в этом чаще всего и кроется главный секрет подобной родительской беды. Почему? Как и взрослый человек, каждый ребенок - своеобразная личность, с неповторимым сочетанием свойств темперамента, черт характера, особенностей ума, преобладающих интересов.
Личность человека неповторима в своей индивидуальности. И в семье - сколько детей, столько и личностей. Именно от того, что они обязательно в чем-то не похожи друг на друга, одна и та же обстановка, одни и те же разговоры, одни и те же приемы воспитания накладывают на них разный отпечаток.
Об этом, к сожалению, родители очень мало задумываются. Ведут себя сын или дочь с точки зрения взрослых, хорошо: не не провинились ни в школе, ни дома. Им покупают новую игрушку или обновку. Если дети сделали что-то не так - их ругают, а то и по старинке берутся за ремень. между тем один и тот же хороший или плохой поступок, может быть вызван разными причинами, связанными именно с особенностями личности ребенка, его темпераментом.
Два сына получили двойки за контрольную работу по математике. Один много занимается: ему трудно дается этот предмет. Другой, наоборот, способный, но ленится учиться. Равноценны ли эти двойки? Справедливо ли в этих случаях родительское негодование выражать в одной форме? Один ребенок уверенный, другой робкий, чаще всего это проявление темперамента, который при индивидуальном подходе требует особого внимания.
Есть дети, которые на все реагируют мгновенно возникающими и очень сильными чувствами. Это проявляется в выразительной мимике, взволнованной речи, в резких, порывистых движениях, жестах. У таких детей ярко выражен темперамент холерика. У людей с темпераментом сангвиника тоже яркая мимика, порывистые движения, быстро возникающие чувства, но они слабее по силе и быстрее исчезают. У флегматиков чувства возникают медленно и они тоже слабы. Поэтому флегматики неторопливы, спокойны, их трудно "растормошить". Темперамент меланхолика характеризуется хотя и медленно возникающими, но сильными чувствами.
Встает вопрос: " какой темперамент лучше?" На этот вопрос нет ответа. каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки, невнимание к которым приводит к серьезным ошибкам в воспитании.
У детей трудно определить черты какого темперамента преобладают. В период детства жизнерадостность, подвижность, неумение сдерживать бурные чувства свойственны почти всем детям. Один ребенок, получив подарок, проявляет свой восторг очень бурно, другой же - только разрумянится от волнения, поблагодарит улыбкой, но зато долгое время будет с увлечением заниматься новой игрой.
Каждый взрослый должен знать, что темперамент изменить нельзя. Перед родителями стоит другая задача: научить ребенка управлять своим темпераментом.Это значит, с одной стороны,отталкиваясь от тех ценных черт, которые есть в каждом темпераменте, помогать ребенку вырабатывать соответствующие положительные качества личности. С другой стороны, стремиться реагировать на поведение сына или дочери так, чтобы избежать проявления того отрицательного, что тоже есть в каждом темпераменте.
Подвижный ребенок имеет природные данные для того, чтобы из него сформировался активный, энергичный человек. Однако родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок брался за такое количество дел, с которым в силах справится и довести начатое до конца. Там, где на это мало обращают внимания, начинают проявляться черты сангвинистического темперамента. Дети с признаками такого темперамента очень возбудимы, вспыльчивы, крикливы, дерзки. Родителям не стоит быть добавочным раздражителем. Они должны внезапно поменять разговор.
Родителям же детей неторопливых, вялых, с ярко выраженными чертами флегматического темперамента, приходится возбуждать их: увлекать подвижными играми, давать больше заданий, требующих умения быстро двигаться.
При таких сильных увлечениях ценное само по себе качество личности - глубина и устойчивость чувств - приобретает нежелательный, однобокий характер. Чтобы переключить чувства, интересы таких ребят, взрослым приходится приложить немало усилий.
Однако если темперамент человек получает от рождения, то характер приобретается и его можно изменить.
"Характер " - от греческого примета, признак, особенность.
В младшем возрасте характер только начинает формироваться, но его первые проявления уже бросаются в глаза. Трудолюбие, лень, активность и равнодушие, доброта и жадность, справедливость и ложь, множество других черт и оттенков характера определяют поведение человека. Правильная реакция на поступки детей обязательно требует учета особенностей их характера.
В индивидуальном подходе дети нуждаются и в зависимости от возраста. Изменить подход к ребенку, связать его с возрастными не так просто. Дети взрослеют постепенно, и в их поведении исподволь зреют изменения, которые в какой-то момент начинают проявляться вполне отчетливо. Ярким примером и доказательством служит подростковый возраст. Первые признаки взросления у них проявляются в формах, неприятных для старших. Подростки перестают выполнять многие требования взрослых, на запреты отвечают грубо. Обостренное чувство собственного достоинства, притязания на более широкие права, чем прежде, - во всем этом выражается желание установить со старшими новый, равноправный тип отношений. Родители должны учитывать эти изменения в развитии личности ребенка. Иначе неизбежны конфликты.
Каждый возраст, начиная с колыбели - особая ступень, требующая на определенном этапе перемены в отношении взрослого к ребенку.
Таким образом, и возраст, и темперамент, и черты характера - все это непременно должны иметь в виду взрослые, строя взаимоотношения с детьми. Отношения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка, помогают формировать у него лучшие качества личности.
Педагог - дефектолог Гаврилова Л.И.
|