Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?
Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.
1. Не любит играть со звуками и рифмовками.
2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.
3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.
4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.
7. Не любит читать вслух
8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.
9. Держит книгу слишком близко к глазам.
10. Немного косит.
11. Часто трёт глаза.
12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.
13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.
14. Пишет буквы и слова задом наперёд.
15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.
16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.
17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
18. Быстро устаёт.
19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.
Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.
— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).
— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.
— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.
— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.
— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.
-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.
Как помочь?
Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
—Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
-Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
-Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
-Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.
—Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте
-Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
-Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
—Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
—Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.
Успехов вам!
Информацию подготовила специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Ситникова А.В.
Источник: http://LogopedRunet.ru |