Четверг, 21.11.2024, 14:48
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2023 » Апрель » 26 » Имитация в обучении детей с РАС
11:29
Имитация в обучении детей с РАС

Имитация в обучении детей при расстройствах аутистического спектра

Имитация — одно из самых важных средств, которыми пользуются дети, поскольку они становятся участниками различных ситуаций, из которых черпают свои знания. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.

Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.

Упражнения на имитацию выполняются сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.

Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.

В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.

Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.

Имитация с предметами

Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.

  • Скатать шарик из пластилина
  • Строить башню из 3 деталей Lego (позже можно усложнять конструкции)
  • Нажимать на пищащую игрушку
  • Катать машинку
  • Изображать полет игрушечного самолетика
  • Катать мяч по столу или по земле
  • Бросать мяч назад
  • Причесываться
  • Умывать лицо с помощью губки
  • Чистить зубы
  • Положить 3 предмета в коробку
  • Помещать маленький предмет внутрь большого
  • Надевать кольца на вертикальную палочку
  • Ударять крышками от кастрюль друг об друга
  • Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
  • Делать змейку из пластилина
  • Сморкаться в платок
  • Притворяться спящим
  • Кормить куклу с ложечки
  • Укладывать куклу спать
  • Надевать шляпу
  • Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
  • Открывать книгу
  • Переворачивать страницы книги
  • Открывать / закрывать дверь
  • Включать/ выключать свет
  • Помешивать ложкой в чашке сахар
  • Пить из чашки
  • Есть ложечкой (йогурт, например)
  • Открывать / закрывать крышку бутылки
  • Наливать воду из бутылки в стакан
  • Катать коляску или тележку (можно с куклой)
  • Возить за веревочку музыкальную игрушку
  • Залезать в ящик и вылезать из него
  • Залезать под стол
  • Мять бумагу
  • Рвать бумагу

Имитация с использованием крупной моторики

 Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: «Сделай так» или «Как я».

 Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие.

Хитрость: Выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.

  • Давать обе руки
  • Давать обе ступни
  • Поднимать руки
  • Поднимать руки в стороны
  • Трогать живот
  • Мотать головой
  • Махать рукой на прощание
  • Потирать руки
  • Хлопать руками над головой
  • Сжимать кулаки
  • Показывать пальцем
  • Кивать головой
  • Скрещивать руки на груди
  • Обниматься
  • Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
  • Чесать голову
  • Прикрывать рот руками
  • Наклонять голову вперед
  • Вставать / садиться
  • Приседать на корточки
  • Ползать
  • Идти на пятках
  • Ходить на цыпочках

 

Серии из двух упражнений (соединяем крупную моторику и имитацию с предметами)

  • Аплодировать и ставить кулак на стол
  • Пить из чашки и класть ладонь на стол
  • Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле
  • Закрыть глаза и поднять руки
  • Прыгнуть и покружиться

Серия трех упражнений (комбинируем мелкую моторику, крупную моторику и имитацию с предметами)

  • Аплодировать, стукнуть по столу кулаком и потрогать нос
  • Топнуть ногой, поднимать руки, положить ладони на живот
  • Приложить телефон к уху, пить из чашки, стукнуть по столу кулаком
  • Махать на прощание, нарисовать линию в бумаге, положить руку в рот
  • Надевать шляпу, зажигать свет, закрывать дверь

Перекрестные упражнения

  • Дотронуться до левого плеча правой рукой
  • Дотронуться до правого плеча левой рукой
  • Дотронуться до левого колена правой рукой
  • Дотронуться до правого колена левой рукой
  • Дотронуться до правого уха левой рукой
  • Дотронуться до левого уха правой рукой

Имитация действий, представленных на фотографиях

 Нужно приготовить фотографии, на которых изображены действия, которые ребенок должен повторить. Нужно сделать много фотографий, в которых знакомые люди, изображают действие, которое он должен повторить. Нужно поместить фотографию на уровне глаз, показать ее ребенку и дать инструкцию: “Сделай так же”.

  • Поднимать руки (фотография кого-то с поднятыми руками)
  • Аплодировать
  • Дотронуться до носа
  • Потрогать обеими руками живот
  • Положить руки на голову
  • Причесаться
  • Поднять ногу
  • Позвонить по телефону

Имитация по образцу

Также очень важно работать над имитацией по образцу. А именно, ты строишь что-то и ребенок должен это повторить. Можно  конструктор, пластмассовую мозаику, кубики. Рекомендую вам заранее готовить материал для работы, и располагать так, чтобы ребенок мог до него дотянуться. Имитация должна быть точной по количеству предметов и их расположению; в простых моделях, вы можете даже давать ребенку задание повторить последовательность цветов.

Следующим этапом работы стала имитация по образцам, изображенным на фото. Поэтому каждый раз, когда вы считаете упражнение законченным, сделайте фото получившейся конструкции и, основываясь на этих фото, вы сможете подготовить следующие задания.

Мы можем работать, например, повторяя постройки из конструктора. Для этого нужно иметь две платформы для Лего: для себя и ребенка. Также подготовьте определенное количество деталей: одну кучку — для себя, и другую — для ребенка. Когда ребенок повторил вашу постройку, вы комментируете его действия четкими и понятными фразами: «Хорошо, это башня из 5 кубиков», «Отлично, получился туннель» и т.д.

По этой схеме вы можете имитировать строительство башен, мостов, домов, машин, животных, и т.д.

 

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

Дарья Валерьевна Щербакова

Просмотров: 121 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz