Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников.
Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает. Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вроде «маленький», «большой», «хороший» и т.д. Вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте метафоры (слова и выражения, употребляемые в переносном значении), эпитеты (эпитет- яркое образное определение).
Чтение книг. Читайте книги медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.
Метод наблюдения. Наблюдать с ребенком можно практически за всем (за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами и т. д.), комментируйте то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом.
Рассматривание картин. Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию словарного запаса. Описывайте, что изображено на иллюстрации, а также задавайте наводящие вопросы ребенку. Составляйте рассказы по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.
Проводите больше времени с ребенком за каким-нибудь делом. Здесь можно совмещать приятное с полезным. К примеру, возьмите с собой ребенка на кухню, где вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь большое количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте ребёнку имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны. Можно обсуждать классификацию продуктов (растительное масло используют для жарки, суп нужно есть ложкой и т. д.). Предложите ребёнку помочь вам, доверьте ему простое и безопасное занятие (например, перемешать ложкой салат).
Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте. Игры способствуют увеличению словарного запаса ребёнка.
Предлагаем несколько примеров игр:
-
Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, небоскреб, мир), белый (хлеб, лист бумаги и т.д.).
-
«Угадай профессию» Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты… (продавец).
-
«Я знаю пять» В раннем возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных, типов транспорта и т.д.
-
«Съедобное-несъедобное» Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.
-
«Скажи наоборот» Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.
-
«Кто где живет?» Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: - медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.
Помните о том, что все занятия следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны.
Специалист по социальной работе
Радько Ирина Марковна
Источник: интернет
logopedprofiportal.ru›Блог›887784
|