В помощь родителям
Если у ребенка нет самостоятельной речи или его речевое развитие не соответствует возрастным нормам, специалисты дают заключение-задержка речевого развития (ЗРР). Такой диагноз ставят до четырех лет. Если проблема сохраняется и в дальнейшем, используется термин: общее недоразвитие речи. Но и тот и другой диагноз не надо оставлять без внимания, корректируя развитие ребенка всеми возможными методами.
По данным статистики, задержка речевого развития наблюдается, чуть ли не у каждого четвертого ребенка. Изучая анамнез детей с диагнозом, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить неблагоприятное течение беременности, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш будет иметь проблемы с речью.
Понять, что ваш ребенок развивается в соответствии со своим возрастом, поможет календарь развития.
Итак, в один год ребенок должен произносить около 10 коротких слов. Ребенок понимает обращенную к нему речь и реагирует на нее.
В два года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), однако специалисты «требуют» о ребенка воспроизведения хотя бы 100 слов.
В два с половиной года ребенок должен строить предложения используя до 200-300 слов, правильно произносить практически все звуки, кроме «л», «р» и шипящих, задать вопросы «где?», «куда?».
В три года должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия, уметь изменять слова по родам числам и лицам. Понять, что у трехлетки проблемы с речью поможет … незнакомый с ним человек. Если он поймет 75% сказанного ребенком, то поводов для беспокойства нет.
Однако, если курс развития существенно отклоняется от нормы, то первое, что должны сделать родители, это комплексно обследовать ребенка у детского невропатолога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Очень важно, чтобы родители, заметив признаки задержки речевого развития, не только уповали на помощь специалистов, но и сами занимались с ребенком.
К методам, которые позволяют стимулировать речевое развитие малыша относится динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЭНАС.
По наблюдениям специалистов, применявших этот метод в своей практике, у детей с общим недоразвитием речи улучшалось звукопроизношение, увеличивался словарный запас, появлялась фразовая речь, было отмечено улучшение памяти, концентрация внимания.
Медицинская сестра по физиотерапии Филиппова Л.П. |