Аутизмом называют физическое поражение головного мозга, при котором маленький ребенок испытывает задержки в развитии и поведенческие нарушения. Эти поведенческие нарушения включают ограниченную способность к общению, неспособность «устанавливать контакты» с другими людьми и неадекватные реакции на сенсорные стимулы.
Страдающие аутизмом дети компульсивны и демонстрируют повторяющиеся поведенческие паттерны, такие как постукивание по различным предметам и раскачивание своим телом. Выделяют и особые разновидности аутизма, сопровождающиеся различными симптомами, такие как синдром Аспергера, синдром Ретта и первазивные задержки развития. Как правило, больные дети избегают ласк и объятий, а также прямого зрительного контакта.
Многие дети ведут себя так, будто живут в собственном мире, никак не реагируя на настроения и эмоции окружающих. С начала 1980-х годов число случаев детского аутизма растет стремительными темпами. Аутизм и расстройства аутического спектра встречаются среди мальчиков в два-четыре раза чаще, чем среди девочек.
Массажная терапия доказала, что она помогает страдающим от аутизма детям привыкнуть к прикосновениям, расслабиться и научиться лучше осознавать свое тело. Прикосновение - само по себе эффективное средство коммуникации, позволяющее пробить барьеры изоляции, однако им нужно пользоваться осторожно, чтобы не подвергнуть ребенка чрезмерной стимуляции - ни в коем случае нельзя навязывать детям физические контакты. Больные дети могут быть чрезвычайно восприимчивы к запахам и текстурам, а потому использование простыней и ароматических масел может раздражающе действовать на них.
Массаж при аутизме лучше начинать в положении лежа на животе, позволив при этом ребенку оставаться полностью одетым. Массировать следует осторожно (поначалу только руки) с приемлемой для ребенка скоростью - это успокоит его и поможет ему расслабиться. Нежные медленные поглаживания или чрезвычайно легкие касания могут успокаивающе воздействовать на плечи, руки и кисти, наряду с медленными ритмичными надавливаниями на области спины и ног.
Внимательно следите за выражением лица и языком тела ребенка и используйте техники, наиболее подходящие для каждого больного малыша. Иногда ребенок способен вынести лишь несколько секунд массажа, но при условии регулярного повторения сеансов (в дополнение к массажу, выполняемому родителями по одному-два раза в день), индивидуальный порог переносимости может быть повышен, после чего удается установить более тесный контакт с ребенком.
К необычным методикам коррекции при аутизме относятся массаж, гипноз, музыкальная терапия и пет-терапия.
В дополнение к основному курсу терапии при лечении аутизма назначают сеансы массажа. Главное, чтобы пациент привык к процедуре. Бывают случаи, когда продолжительность сеанса массажа начинается с нескольких секунд и только через шесть месяцев ребенок с аутизмом дает согласие на регулярные длительные процедуры. При регулярных длительных сеансах массажа у пациентов появляется повышенная допустимость прикосновений, даже если вначале он был категорически против подобных процедур. За все время использования этого метода не написано не одной научной работы про него.
Массаж может усилить эмоциональную связь между ребенком с аутизмом и его родителями. В одном открытом исследовании, проведенном на 12 детях с аутизмом и трудностями в обучении, использование ароматерапии и массажа с лавандовым маслом не оказало значительного положительного эффекта на сон по сравнению с отсутствием массажа и ароматерапии. В 1 месячном рандомизированном контролируемом исследовании с участием 20 детей с аутизмом у детей, которым делали 15 минутный массаж перед сном, уменьшились гиперактивность и стереотипия, и улучшилось социальное взаимодействие по сравнению с детьми, которым читали книжки 15 минут перед сном.
На этом этапе коррекции для углубления и отработки тактильных и эмоциональных контактов используем ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, похлопываем, прикасаемся к его голове, рукам, телу, прижимаем его к себе, качаем. При этом смотрим ему в глаза, улыбаемся или хмуримся, ждем ответной мимической эмоциональной реакции. Во время купания также проводим подводный массаж всего тела, затем растираем тело ребенка грубым полотенцем. Учим ребенка осязать, касаемся его руками головы, плеч, лица, рук взрослого, прижимаемся щекой к щеке ребенка, придаем ему различные позы. В процессе этих тренировок у ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, сторонах, их взаимодействии. После подобной подготовки у большинства детей появляется ориентировочная реакция на окружающее. Дети перестают бояться предметов, живых существ, пытаются прикоснуться к ним. В противовес бытующим