Что такое стимминг?
Стимминг – это поведение самостимулирующего характера, которое проявляется в повторении одних и тех же движений, звуков или действий с объектами. Чаще всего подобного рода поведение можно наблюдать у людей, страдающих РАС.
Стимминг (стереотипии, навязчивые и стереотипные движения и действия, аутостимуляция) у аутистов подавляет навык концентрироваться, следовательно, негативно влияет на образовательный процесс. Дети с РАС рассматривают стереотипии как полезное занятие, именно по этой причине отучить их от них достаточно сложно. Важно не просто устранить цикличные движения и действия, а определить связь между причиной и поведением и подобрать альтернативное действие.
Важно: часто дети занимаются самостимуляцией (стиммингом) со скуки, следовательно, рекомендуем подобрать для ребенка с аутизмом функциональные виды деятельности.
Виды стереотипий при аутизме
В ходе многочисленных исследований и наблюдений были определены следующие виды стереотипий:
- визуальная – слежение за огнем или водой, учащенное моргание, движение рук перед глазами;
- звуковая – закрывание ушей руками, издание неречевых звуков, скрип зубами;
- тактильная – царапание, трение кожи разнообразными предметами или руками, почесывание, моющие движения рук;
- вестибулярная – раскачивание всего тела со стороны в сторону или взад-вперед;
- вкусовая – облизывание предметов или покусывание;
- обонятельная – обнюхивание предметов, проявление интереса к нравящимся запахам.
Как остановить стереотипии у аутиста – практические советы
- За ребенком или взрослым с РАС необходимо внимательно наблюдать и вести дневник. В дневнике записываются время, предполагаемые причины и виды стимминга. Все свои наблюдения необходимо описывать максимально тщательно, они помогут составить полную картину причин и следствия.
- Просмотрите всю собранную информацию и проведите анализ. Ответьте на вопрос: «стереотипии проходят, когда ребенок получает вознаграждение (вещь, действие или просто внимание родителей)?», «стереотипия – это способ добиться желаемого или избежать определенных видов деятельность?», «стимминг появляется при резкой смене деятельности?».
- Составьте план, с помощью которого будет проводиться борьба со стереотипным поведением. Если поведенческие изменения происходят по причине желания получить вознаграждение – важно научить ребенка просить необходимое с помощью речи, символов, знаков, жестов и т.д.
Если поведенческая стереотипия – это сенсорная необходимость – рекомендуется подобрать несколько альтернативных методов удовлетворения потребности ребенка. Например, если ребенок нуждается в визуальном стимминге (махи пальцев перед лицом), можно включить яркие мультфильмы или использовать игрушки.
Если ребенок пытается с помощью стереотипии избежать определенных действий или ситуаций, важно попытаться мягко его переключить на иные виды занятий (переключение должно быть плавным и ненавязчивым).
Рекомендации и предупреждения
Первым делом проводится анализ чувств, которые аутист пытается простимулировать, только в таком случае можно правильно подобрать альтернативу стимулирующему поведению.
Стимминг можно заменить следующими вариантами самостимуляции:
- визуальной: мультфильмы, образовательные программы, глобус, калейдоскоп, лазерные указки, яркие шары и т.д.;
- звуковой: мультфильмов и программ, игра или прослушивание музыки на планшете, музыкальные игрушки;
- сенсорной: применение тканей с разными текстурами (тканевый массаж ног, рук, спины), игра с песком/глиной/пластилином, мягкие текстурные игрушки, душ (желательно с массажем);
- двигательной: батут, карусели, гамаки, фитболы, игрушки-качалки;
- запах: арома-свечи, аромамасла, ручки/карандаши с запахом, иные ароматизированные товары;
- оральной: жевательные конфеты, коктейли с соломинкой, продукты с кислым/сладким или горячим/холодным контрастом.
Когда необходимо уменьшить стереотипии
Стимминг часто оказывает препятствия в образовательном процессе ребенка и в процессе социальной адаптации. Некоторые разновидности самостимуляций могут наносить вред как самому ребенку, так и окружающим.
При первом проявлении стереотипных движений рекомендуется пройти полное обследование, так как они могут быть результатом определенных медицинских проблем: головных болей или иных дискомфортов в организме, о которых пациент не в силах (за счет своих особенностей) рассказать окружающим.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
Щербакова Д. В. |