Аутизм - аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире - ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы...
Иногда, но далеко не всегда, аутизм сопровождается другими нарушениями - недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний.
Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.
Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.
Тревожные признаки
Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Вот некоторые из них:
• ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника»)
• его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты - хаотичны
• малыш предпочитает одиночество
• отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции)
• ребенок не обращается за помощью к взрослым
• не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)
Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.
Читайте в следующем выпуске: «Как найти подход к ребенку с аутизмом и помочь ему учиться».
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере Т.А.Григайтене. |