Воскресенье, 22.12.2024, 04:25
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2021 » Ноябрь » 22 » Адаптивная физкультура для детей с расстройством аутистического спектра
11:00
Адаптивная физкультура для детей с расстройством аутистического спектра

За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у детей. Основная причина этого феномена – влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов, в следствии которых нарушаются процессы развития в мозге, которые обуславливают моторную координацию и способность к социальным реакциям. Дети с аутизмом, в частности, часто испытывают трудности с развитием моторных навыков, таких как бег, бросание мяча, письмо, поэтому помощь таким детям должна быть адаптированной к их потребностям.

Необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности является адаптивная физкультура.

Основной целью работы инструктора по адаптивной физической культуре в учреждении, которое посещают воспитанники с расстройствами аутистического спектра является повышение двигательной активности детей.

Основными задачами развития у детей с расстройствами аутистического спектра моторных навыков являются:

-укрепление физического здоровья, укрепление мышечного корсета;

-развитие умения ребенка подражать;

-формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве своего тела и во внешнем пространстве);

-воспитание коммуникативных функций и способности устанавливать контакт со своими сверстниками в совместной деятельности.

Поставленные задачи являются следствием того, что у детей с расстройствами аутистического спектра имеется ряд особенностей:

-поведенческие реакции, отсутствие зрительного контакта; отсутствие адекватных эмоциональных реакций.

-речевые нарушения: отсутствие обращенной речи, большое количество слов-штампов и их повторений.

-нарушение ориентировки в пространстве; отсутствие скоординированных движений тела; произвольного подражания.

-нарушение мышечного тонуса, точности, силы движения; спонтанная активность ребенка доминирует над произвольной активностью; иногда наблюдается необыкновенная ловкость в непроизвольных движениях; некоторые стороны тонкой моторики могут быть более развиты по сравнению с общей моторикой.

Исходя их вышеперечисленных особенностей, работа инструктора по адаптивной физической культуре строится поэтапно:

1 этап

Формирование «Я -концепции»

 

Т. к. у детей с аутизмом нарушена сенсорная интеграция, то развитие крупной моторики необходимо начинать с выполнения движений в пространстве собственного тела, начиная с головы, рук с переходом на движения туловищем и ногами. В этой работе необходимо заручиться поддержкой воспитателя. Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений, ощущать их необходимо:

• Подбирать простые упражнения, всегда использовать одинаковую терминологию;

• Проговаривать движения вместе вербальным ребенком. С невербальными детьми использовать пиктограммы или карточки;

• Начинать с самого простого (например: хлопки в ладоши, растирание ладоней, движение руками вверх, вниз, растирание ног, наклоны туловища и др.)

• Начинать с небольшой группы упражнений постепенно увеличивать сложность и количество упражнений;

• Помогать в выполнении движений, поощрять за правильное выполненное упражнение.

К таким упражнениям относят общеразвивающие упражнения: движения рук, движения ногами, головой, наклоны, сгибание /разгибание, наклоны, упражнения в положении лежа.

2 этап

Обучение движениям во внешнем пространстве.

Постепенно добавляются упражнения на перемещение: ходьба, бег, ползание, упражнения на преодоление препятствий (перемещение по прямой, например, по сенсорной дорожке, перемещение с усложнением траектории движения, например, «по кругу», по периметру зала)

3 этап

Обучение движениям в пространстве поля с предметами.

Чтобы поддержать интерес у ребенка к выполнению упражнений необходимо:

-проговаривать инструкцию

-использовать наглядность

- использовать предметы со звуками или световыми эффектами

- поощрять за выполнение

Наиболее эффективными упражнениями для развития крупной моторики являются:

1. Марширование

2. Прыжки на батуте, где подобная активность помогает некоторым детям успокоиться и организовать свое поведение.

3.Игры с мячом«Поймай мяч»«Прокати мяч в ворота»«передай другому по кругу»«Ударь ногой по мячу»«Отбей мяч».

4. Упражнения на балансирах.

Для детей с расстройствами аутистического спектра удерживание равновесия зачастую является очень сложной задачей, в то время как многие упражнения на развитие крупной моторики требуют от ребенка хорошего чувства равновесия.

5. Упражнения на велотренажерах, помогающие развивать не только чувство равновесия, но и укрепляют мышцы ног у ребенка.

6. Танцевальные разминки, формирующие навыки моторной имитации, важные в формировании повседневных жизненных навыков (проведение уборки, чистка зубов, игры с замиранием)

7.Символические игры«Летаем как бабочки»«Прыгаем как зайчик»«Одеваемся на прогулку»

8. Шаги в обруч

9. Проползи через туннель

10. Полоса препятствий, представляющая собой уникальный комплекс упражнений для развития навыков крупной моторики«Пройди по кочкам»«Переступи через палочку»«Проползи по скамье»«Проползи через туннель».

 Полоса препятствий представляет собой прекрасную возможность использования разнообразных упражнений на крупную моторику, кроме того, их можно применять для занятий с аутичными детьми по упорядочиванию последовательности действий. Такая физическая активность является отличным способом достижения целей обучения, касающихся выполнения инструкций.

Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия, с изменением дозировки, нагрузки, подбором упражнений и игр с учетом психофизиологических особенностей детей.

Успешному осуществлению процесса развития крупной моторики у детей с РАС способствует установление руководящего контроля в процессе обучения, не позволяя нарушить правила, последовательность в своих действиях, внимательное отношение к потребностям ребенка.

Помимо взаимодействия с аутичными детьми, инструктор по физической культуре проводит совместные мастер-классы с родителями по вопросам коррекции и развития двигательной сферы, психомоторики детей с аутизмом, разрабатывает комплексы коррекционно-развивающих упражнений для выполнения в домашних условиях, дает рекомендации по организации двигательного режима детей. Кроме того, инструктор участвует в командном консультировании, проводимом в образовательном учреждении, обсуждает особенности построения индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Нормализация физического тонуса, психофизического состояния, эмоционального настроя ребенка невозможны без создания определенной среды в учреждении. Материально-техническая база должна включать наличие физкультурного зала со специальным оборудованием, комнаты сенсорной интеграции, центров двигательной активности в группах и спортивной площадки на территории образовательной организации.

Таким образом, комплексная адаптивная физическая  культура в процессе формирования навыков здоровья сбережения формирует благоприятные условия для повышения двигательной активности, коррекции нарушений в двигательной сфере, для компенсации нарушенных зрительно-моторных функций, раскрытия резервных возможностей, развития самостоятельности, переноса в повседневную жизнь необходимых двигательных навыков и умений, гармонизации физического и психического компонентов здоровья детейАдаптивная физическая культура является значимым элементом технологии  здоровье сбережения, средством популяризации здорового образа жизни, возможностью совместно заниматься физкультурой и спортом воспитанникам с расстройствами аутистического спектра и нормотипичным детям.

 

 

Специалист по реабилитационной работе Н.А. Мартинкявичюс

Просмотров: 120 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz