Меня удивляет, что, по отзывам родителей, нынче при поступлении в школу от детей требуют умения читать.
Я работала в школе и могу сказать, что раньше таких требований не было. Напротив, родителей предупреждали о том, чтобы они не старались самостоятельно учить ребенка чтению, особенно если он сопротивляется этому. Выражу на этот счет свое мнение и, может быть, немного успокою родителей, которые во что бы то ни стало стремятся научить дошкольника читать.
Школьное обучение начинается с 7 лет, а не с 4 или 5. И это неспроста. В 4 – 5 лет ребенок еще интересуется игрушками, ему трудно высидеть 20 – 30 минут, концентрируя внимание на одном предмете. Родители же, зная, что изучение букв – наука серьезная, и исходя из этого, допускают основную, на мой взгляд, ошибку: стремятся создать дома школьную, чуждую малышу атмосферу (сами - то они помнят, как их учили в школе). При этом занимают позицию учителя, забывая, что они не педагоги, не сильно разбираясь в психологии ребенка и методике преподавания. Против этого и протестуют дети!
Как же изменить ситуацию? Мой совет прост. Ребенок в этом возрасте все познает через игру, так сделайте изучение алфавита занимательно-познавательным. Проблема исчезнет сама собой! Приведу несколько примеров.
У современных детей обычно много игрушек. Рассортируйте их названия по алфавиту. А когда начнете изучать, скажем, букву «М» (не даем название буквы, произносим только звук), откройте список, где значатся «машина», «мотоцикл», «мяч», «мышка», «мишка» и т.д. Постарайтесь так построить игру, чтобы ребенок не понял, что она вами подстроена. Начинайте рассказ, обращая внимание на изучаемую букву: «Поехали мама с Мишей в Москву. Приехали в Москву, а там столько машин (выстроить в ряд машинки), мотоциклов! Кругом много-много людей. Пошли мама с Мишей в зоопарк, где увидели большого мишку…». Ребенок не должен подозревать, что вы преследуете другие цели, кроме игры. К тому же он будет рад, что вы играете вместе с ним, ползая по полу и выставляя в ряд те же машинки.
Можно делать подобное, например, при чтении сказки. Попросите малыша отыскать и запомнить слова на нужный звук, но именно запомнить, а не выкрикивать, перебивая читающего. Это, конечно, посложнее. Ребенок должен настроиться и внимательно слушать чтение. Придумать подобные игры не сложно.
В заключении скажу, что при любом обучении нужно придерживаться правила не делать того, что не нравится ребенку. Лучше потратить немного времени, чтобы отыскать подход к малышу, чем сделать процесс насильственным, а значит – полностью бесполезным.
Гаврилова Л.И., специалист по реабилитационной работе в социальной сфере. |