Некоторые родители считают детскую игру второстепенным и не самым важным занятием в жизни ребенка. Расспрашивая ребенка о том, как прошел день в детском саду, обычно интересуются тем, что было на занятиях, как он спал, что ел… В лучшем случае спросят с кем играл.
А ведь игра – ведущая деятельность дошкольной жизни ребенка. В книге, адресованной родителям, доктор психологических наук А.С. Спиваковская так объясняет что такое ведущая деятельность: «Ведущая деятельность – это такая форма поведения ребенка, в связи развитием которой развиваются психические качества, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени его развития». Игра формирует и перестраивает психические процессы, определяет формирование новых качеств личности дошкольника. Игра оказывает решающее влияние на развитие мышления, внимания, памяти, речи, творческого воображения ребенка.
Приведем примеры некоторых игр, способствующих совершенствованию разных сторон деятельности ребенка.
- Развитие координации движения
«За ручей по камешкам»
Играть можно как на улице, так и в комнате. В первом случае камешки заменяются рисунками на песке, земле или мелом на асфальте. В помещении камешками могут служить как плоские, так и объемные устойчивые фигуры.
- Развитие внимания
«Хлопушки»
Называете ребенку слова, например, обозначающие животных. Ребенок по договоренности должен реагировать на определенные слова хлопать или наоборот, не хлопать, когда их услышит.
- Совершенствование памяти, способности к произвольному вниманию.
«Я положил в мешочек»
Ребенок начинает игру словами: «Я положил в мешочек яблоко» и передает мешочек другому игроку. Тот повторяет сказанное и добавляет от себя название предмета, которым он пополнил содержимое мешочка: «Я положил в мешочек яблоко и банан». И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, не сдерживая фантазию ребенка. Тогда возникают курьезные ситуации, ведь не запрещено в мешочек, где уже лежат банан, медведь и конфета, добавить машину и чемодан. Подобные ситуации вызывают у детей смех и повышаю интерес к игре. В этой игре никто не побеждает и не проигрывает. Важно, что у детей совершенствуется способность к произвольному запоминанию и они получают удовольствие от игры.
Конечно, ни одна из приведенных игр не соответствует только сформулированной задаче. Игры на координацию движений формируют внимание. Игры, направленные на формирование внимания, помогают совершенствовать мышление и память ребенка.
Но так ли уже важно четко знать «что мы сейчас развиваем, формируем, совершенствуем» играя с ребенком?
Ведь родителям, воодушевленным любовью к ребенку и заботой о его благополучии, важно самим играть с увлечением, научиться превращаться в ребенка, чтобы благодаря их усилиям малыш рос в игре, а значит правильно и хорошо развивался.
С уважением, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере Недзельская С.В., Тахватуллина Н.Н. |