Пятница, 27.11.2020, 15:57
  ГБУСО КО "Реабилитационный центр "Жемчужина"    
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Нам важно Ваше мнение: оцените качество услуг, предоставляемых специалистами учреждения
Всего ответов: 134
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Октябрь » 9 » ЛЕПКА КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРА
12:13
ЛЕПКА КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ МИРА

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми и часто вплетается в них так, что одно занятие невозможно отделить от другого.

Как изобразительная деятельность, лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

В лепке интересы и способности к творчеству воплощаются даже при минимуме материалов. Из небольшого комочка пластичной массы можно создавать бесконечное множество разных образов, каждый раз находить новые варианты и способы, менять замыслы, обыгрывать сюжеты. Это путь проб и ошибок, изобретений и открытий – путь исследователя-первооткрывателя.

         Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие тяготеют к монументальности.

         Лепка помогает развивать мелкую моторику руки, пространственное мышление, воображение.

         Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее,  хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто песок. 

         Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Соленое тесто.

Лепить можно не только из глины и пластилина, но и из теста. Каждый раз ребенок пытается помочь маме на кухне. Дайте ему возможность проявить творчество.

         Соленое тесто – экологически безопасный материал, а ингредиенты найдутся на каждой кухне.

         Лепка из соленого теста будет интересна как малышам, так и старшим.

         Рецепт соленого теста:

2 стакана муки

1 стакан мелкой соли

1 стакан воды

1 столовая ложка растительного масла

         Соленое тесто хранится в холодильнике (в полиэтиленовом пакете или пластиковой коробке с крышкой) около месяца. Значит, играть с ним и лепить можно в течение целого месяца.

         Если в воду добавить пищевой краситель, тесто равномерно окрасится в нужный вам цвет (достаточно 0,5 пакетика на 1 стакан воды для одной порции теста). Можно раскрасить готовые поделки после сушки в духовке. Для раскрашивания лучше взять гуашевые краски.

         Так как фигурки, вылепленные из соленого теста, становятся твердыми, ребенок может использовать свои поделки в играх. Для игры с посудой для кукол можно слепить продукты, или сделать самостоятельную картинку. Если вы хотите «продлить жизнь» картинке, после того как испекли эту работу, покройте ее лаком.

         Обязательно в присутствии ребенка покажите поделку близким взрослым. Ребенок гордится своими достижениями, пусть и пока совсем маленькими. Укрепляйте его стремление к творчеству.

 

Пластилиновая живопись.

            Обычно в работе с детьми пластилин используют, как правило, при создании объемных пластических фигур, требующих мелкой детализации или декоративного решения образа. Пластилин является также доступным скрепляющим средством при работе с природным материалом (поделки из шишек, листьев и т.д.).

         А если приглядеться – пластилиновые мазки так похожи на живопись масляными красками: та же объемность, фактурность, живое смешение цветов, игра оттенков. А раскрытая коробка с новеньким пластилином так похожа на коробку с красками.

         Основной способ создания изображения – размазывание пластилиновой массы по плотной основе с помощью пальчиков. В качестве основы можно взять цветной картон. Для передачи фактурности в рисунке (шерсть животных, прожилки листьев) можно использовать стеку или тонкую палочку.

         Дефекты пластилиновой картины и неудавшиеся детали можно аккуратно срезать и на этом участке внести исправления. Возможность исправлять неудавшуюся работу дает ребенку дополнительный стимул к творчеству.

         Приемы механического смешивания красок легко переносятся и в «пластилиновую живопись». Белый пластилин добавляем для осветления цвета, а черный позволит затемнить любой оттенок.

Рисование пластилином не только развивает мелкую моторику руки, но и дает возможность лучше понять форму, освоить изображение разных предметов ведь каждую деталь (листка, ветки и т.д.) ребенок наносит пальцами, а не кисточкой.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) с аутичным ребенком.

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый не ароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

– Мнем и отщипываем.  Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. Следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем – глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

– Надавливаем и размазываем.  Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.

– Скатываем шарики, раскатываем колбаски.  Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно. Обычно выполнение этих простых приемов, особенно раскатывание, не вызывает больших сложностей у ребенка.

– Режем на кусочки.  Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

 

Пластилиновые картинки.

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

Приготовление еды.

Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета – получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ушные палочки», предварительно удалив вату) – получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин – выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки – это «хлеб».

Итак, «угощение» готово, приглашаем кукол на «Обед». Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения».

Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».

Огород.

На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина.

Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.

Специалист по реабилитационной работе Т.Е. Камышанова.

Просмотров: 353 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020Конструктор сайтов - uCoz